Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды Дома ребенка соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Материальная база Дома ребенка и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

Оборудование групп Дома ребенка безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Все группы оснащены современной мебелью, соответствующей возрасту детей: столы, стулья, кровати, шкафчики для пособий и игрушек и т.д. Имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей, разные  виды  театров, ширмы  для  показа кукольного  театра,  игр-драматизаций, атрибуты  для  режиссерских  игр, аудиотеки, видеотеки. Оборудованы центры музыкального развития детей, содержащие музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные игры, разнообразные атрибуты.

В каждой группе имеются информационные стенды, постоянно действующие выставки детского творчества.

Территория Дома ребенка достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая группа имеет свой участок. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, машинами и др. В теплый период года цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Также на территории создана и оснащена соответствующим оборудованием спортивная площадка, для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обуче­ния, в том числе технических, соответствующие материалы ( расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвен­тарь, и игрушек определяются учреждением самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах Дома ребенка

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы в Доме ребёнка является создание предметно-пространственной развивающей среды, адекватной возможностям ребёнка, то есть, системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений и становление личности ребёнка.

Развивающая предметно-пространственная среда в Доме ребенка насыщена, оптимизирована для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Она выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое – ребенок может перестраивать имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, кубы, стулья.

Предметно-пространственная среда Дома ребенка обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Для этого в групповых и других помещениях создано достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Педагоги каждый раз обновляют игровую среду (построй­ки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе младенческого, раннего и дошкольного детства в нашем учреждении созданы специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организована безбарьерная среда их жизнедеятельности, обеспечена доступность предметно-пространственной среды для всех воспитанников Дома ребенка.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Дома ребёнка является оснащение его специальным оборудованием (ходунками, стульчиками, манежами, бассейнами, мягкими модулями, корригирующими дорожками, массажными мячами, хопами, качалками и др.). Для детей с ограниченными возможностями в учреждении имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками.

Для решения задач по социальной адаптации детей в Доме ребенка создана предметно-развивающая среда, способствующая эмоционально-психологическому благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников. Для своевременной коррекции нарушений в развитии детей функционирует сенсорная комната, наполненная полифункциональным интерактивным оборудованием (сухой бассейн, сенсорные панели со световыми эффектами, световой столик для рисования песком) и кабинет с элементами Монтессори-педагогики.

Оснащение уголков в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

– уголок для сюжетно-ролевых игр;

– уголок ряжения (для театрализованных игр);

– книжный уголок;

– зона для настольно-печатных игр;

– спортивный уголок;

– уголок для игр с водой и песком;

– уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

– игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

– игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

– уголок для уединения ребенка.

При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах учтена половозрастная специфика.

Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.

Предметно-развивающая среда в группах, созданная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом современных требований:

– способствует физическому и психическому развитию детей;

– способствует созданию у детей эмоционально положительного отношения к окружению;

– способствует комфортному психологическому климату – в группах царит атмосфера доверия и непринужденности;

– формирует игровые навыки у детей;

– позволяет каждому ребенку быть активным участником жизни в группе;

– является источником знаний и социального опыта детей;

– формирует личность ребенка в целом.