Как дома

На сегодняшний день организована государственная политика по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Она отражена в следующих законодательных актах:

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

Приказ МЗ и СР РФ от 12.04.2012 г. №344н «об утверждении Типового положения о доме ребенка»

 Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Выделяются следующие этапы внедрения технологий раннего вмешательства и создания службы ранней помощи (отделения восстановительного лечения) в Домах ребенка:
1. Создание команды специалистов Дома ребенка;
2. Изменения структуры дома ребенка в соответствии с Постановлением Правительства РФ №481 от 24.05.2014 («семейные» группы для 6 детей разного возраста и уровня развития и ограниченное число постоянных близких взрослых);
3. Обучение команды и персонала Дома ребенка;
4. Внедрение принципов и технологий раннего вмешательства в обслуживание воспитанников Дома ребенка, их биологических и приемных родителей;
5. Создание в доме ребенка службы ранней помощи (отделения восстановительного лечения) для детей, находящихся в доме ребенка и детей из групп риска, воспитывающихся в семьях, и их родителей.

Осенью 2014 года состоялся обмен опытом между специалистами Дома ребенка и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ Олегом Пальмовым. Высоко оценив потенциал и материальную базу дома ребенка, Олег Пальмов предложил внедрить свой проект «Как дома» в нашем учреждении.

Весной 2015 года команда специалистов прошла обучение в НОУДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» по программе: «Теоретические основы и практические аспекты модернизации Домов ребенка».

В соответствии с инновационным проектом «Как дома» были поставлены следующие задачи первого этапа модернизации:

1. Обучение персонала новым формам взаимодействия и поддержки ребенка, повышение профессиональной мотивации и компетентности.
2. Создание модели междисциплинарного взаимодействия специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную деятельность.
3. Обучение специалистов проведению супервизий, включающих профессиональное консультирование на рабочем месте с наблюдением и позитивной обратной связью.
4. Проведение структурных изменений при формировании новой модели группы:
• уменьшение численности детей в группе до 6 – 8 человек;
• определение стабильного персонала на группе;
• формирование групп детьми разного возраста и состояния здоровья (дети с ограниченными возможностями здоровья) с учетом их родства;
5. Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальные потребности и возможности ребенка;
6. Обеспечение персонала необходимыми научно-методическими материалами для поддержки профессиональной деятельности в ходе модернизации.

В 2015 году произошли следующие изменения:

— команда специалистов прошла обучение в НОУДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» по программе: «Теоретические основы и практические аспекты модернизации Домов ребенка»;

— сформированы разновозрастные группы;

— разработаны планы проведения супервизии и даны первые консультации;

— определен стиль работы сотрудников Дома ребенка;

— определены ценности и корпоративная культура учреждения;

— разработаны единые правила поведения взрослых на группе;

— скоординирована работа дефектологов на группах в соответствии с подходом «Как дома»;

— распределены обязанности между работниками в проведении режимных процессов.

В 2016 году получены следующие результаты:

— все воспитатели и специалисты дома ребенка прошли обучение по программе «Технология организации поддержки детей с нарушением развития воспитателями домов ребенка» под руководством эксперта Института раннего развития г. Санкт-Петербурга и автора проекта «Как дома» Пальмова О. И.

— развивающая предметно-пространственная среда групп организована в соответствии с потребностями детей разного возраста и с учетом зоны их ближайшего развития.

— сформирована междисциплинарная команда специалистов, которая занимается разработкой и реализацией программы модернизации в доме ребенка.

— обустроено комфортное групповое пространство, приближенное к домашней обстановке.

— внедряется процесс супервизии и видео-мониторинга, организовано обучение персонала.

ГКУЗ ЯО ОСДР № 1 полностью соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (по результатам Мониторинга соответствия организации для детей-сирот, проводившегося в нашем учреждении 18 августа 2016 года).